Планы властей по строительству сетей 5G в городах-миллионниках могут скорректировать — их построят в первую очередь в промышленных зонах. Покрывать города сетями 5G целиком нет смысла, заявили РБК источники от операторов связи. Внедрять «ковровое покрытие» сетями 5G в России на всей территории городов-миллионников бессмысленно, так как непонятно, окупятся ли инвестиции в строительство соответствующей инфраструктуры. К таким выводам пришла рабочая группа, которая в рамках программы «Цифровая экономика» будет заниматься развитием информационной инфраструктуры в стране. Об этом РБК заявили три собеседника в крупных операторах связи, участвующих в обсуждении плана мероприятий.
Вопрос коммерциализации 5G как компонента интернета вещей IOT (internet of things)
«Затраты на строительство 5G будут выше, чем на сети предыдущих поколений, — технологию отличает необходимость ставить базовые станции на более близком расстоянии друг к другу, чем, например, при создании сетей 3G или 4G», — рассказал один из собеседников РБК. По его словам, обычным пользователям «вряд ли нужна такая огромная скорость передачи данных». «Поэтому разворачивать 5G целесообразно, например, для реализации каких-то промышленных проектов в определенных зонах — скажем, для работы интернета вещей. В городах же нужно строить 5G фрагментами», — добавил он.
Пока участники обсуждения сошлись во мнении, что необходимо определить не менее пяти отраслей, в которых будет спрос на 5G, и исходя из этого планировать строительство сетей, говорится в плане мероприятий на 2017–2020 годы по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика». «Например, очевидно, что 5G будет востребован на транспорте, который все более оснащается телеметрическими системами, а в будущем должен становиться беспилотным. То есть 5G нужно внедрять вдоль автотрасс, в транспортных коридорах для будущих беспилотных грузовиков», — рассуждает еще один источник РБК. Такой подход, по его словам, даст возможность операторам просчитать бизнес-кейс.
Стандарт 5G пока только разрабатывается. Ожидается, что он обеспечит скорость передачи данных от 10 Гбит/с и возможность подключения к интернету до 100 млрд различных устройств. Это должно позволить практически моментально загружать видеоконтент в HD-качестве, обеспечить работу беспилотных автомобилей и способствовать появлению новых сервисов, например голографических звонков. Первые сети 5G должны запустить в Южной Корее в 2018 году, к зимним Олимпийским играм. Впрочем, окончательного решения по этой теме еще нет. Только представитель МТС Дмитрий Солодовников отметил, что в компании считают разумным строить инфраструктуру 5G «постепенно, сначала разворачивая первые фрагменты скоростных сетей в местах наиболее активного потребления трафика — там, где генерируется основной спрос».
Операторы не раскрывали капитальные затраты непосредственно в сети 4G. По условиям лицензий на услуги связи в этом стандарте МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Т2 РТК Холдинг» должны были инвестировать в строительство сетей 4G не менее 15 млрд руб. в год каждый. Генеральный директор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов говорит, что 5G будет в первую очередь инфраструктурой для интернета вещей, поэтому внедрение технологии на предприятиях логично. «Крупнейшие перспективные секторы применения интернета вещей — это транспорт и логистика, ретейл, госсектор, ЖКХ и промышленность». В то же время он отметил, что 5G будут использовать и массовые сервисы. «Исходя из опыта строительства сетей предыдущих поколений, при выходе на сопоставимые масштабы по темпам строительства затраты операторов на развертывание 5G составят не менее сотни миллиардов рублей в год только на оборудование, а с учетом оплаты работ и каналов связи будут еще больше», — прогнозирует Константин Анкилов.
Кроме того, рабочая группа предложила строить сети связи с возможностью мобильной передачи данных вдоль автомобильных дорог и всех объектов транспортной инфраструктуры (федеральных автодорог, железнодорожных путей, а также авиатранспорта). Это необходимо для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий, подчеркивается в документе. Собеседники РБК в двух операторах связи утверждают, что речь идет о строительстве гибридных сетей связи, объединяющих спутниковую и сотовую связь, поскольку полное покрытие сотовой связью только для автодорог может обойтись в 600 млрд руб.
От редакции: все-таки интернет вещей IOT или промышленный интернет вещей IIOT (industrial internet of things)
Согласно плану мероприятий на 2017–2020 годы по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика» к марту 2019 года в пилотных отраслях должны будут начать оказывать коммерческие услуги связи в стандарте 5G. Программа «Цифровая экономика» была подписана 28 июля. Она рассчитана до 2024 года и должна создать необходимые условия для развития в России цифровой экономики. Среди прочего в программе указывается, что уже к 2022 году сети 5G должны появиться в пяти городах-миллионниках, а к 2024-му — во всех пятнадцати миллионниках страны. Впрочем программа сама по себе достаточно абстрактна, её 5 положений — это законодательство, кадры, компетенции и технологические заделы, инфраструктура, безопасность, некоторая конкретизация содержится в дорожной карте. Поэтому звучавшая со стороны РБК критика положений, касающихся 5G не совсем корректна. На то она и дорожная карта, чтобы учитывать появляющиеся ответвления и новые технологические направления.
По сути вопрос IOT или Industrial IOT с точки зрения маркетинговой дефиниции: затраты / прибыль вообще не должен стоять. Да качнуть фильм за секунды — это, конечно, привлекательно, но пойдут ли пользователи на увеличение затрат на трафик? В Москве — без сомнения, в 3 крупнейших городах, да, пойдут, а вот дальше — очень медленно. С другой стороны, возможности промышленного интернета вещей для экономики просто безграничны, а если учесть международную промышленную конкуренцию, то и жизненно необходимы. Ведь старт в одном регионе индустрии 4.0, базовым компонентом которого IIOT является, сразу перевернёт всю мировую промышленную инфраструктуру. А этот старт уже не за горами, тестирование систем уже ведётся на нескольких площадках, а все базовые компоненты уже существуют, пусть некоторые ещё и в виде разработок и опытных образцов. Интерес к логистическим системам тоже вполне очевиден, поскольку является наиболее применимым при настоящем уровни развития цифровых решений.